СИМБИОТИЧЕСКАЯ ТРАВМА

Симбиотическая травма

Симбиотическая травма – это психические и психологические последствия нарушения нормального симбиоза родителей (прежде всего – матери) и детей. Симбиотическая травма двух поколений чаще всего становится трансгенерационной, становясь характерной особенностью для конкретного рода на несколько поколений. Это явление травмы связи концепутализировано Францем Руппертом, профессором психологии Мюнхенского университета прикладных наук.

Во время пребывания в утробе ребенок неотделим от матери. Во время рождения ребенок делает гигантский прыжок из утробы к индивидуации и сепарации. Рождение – это первый самостоятельный акт ребенка. При естественных родах решение о том, когда и как произойдут роды, зависит не только от матери, но и от ребенка.

Человеческий ребенок более уязвим после родов, чем любое другое млекопитающее. Помимо возможности получения душевных травм внутриутробно или во время родов (базовые перинатальные матрицы С. Грофа), существует критический период жизни между рождением и примерно двумя годами жизни — это время, когда наиболее вероятно развитие симбиотической травмы (по Ф.Рупперту).

Что такое симбиоз?

Термин «симбиоз» был принят научным сообществом в конце 1800-х годов, из греческого symbíōsis, что означает «совместная жизнь». В аспекте психологическом словарь Американской психологической ассоциации (APA) определяет два вида симбиоза:


  1. Стадия инфантильного развития, когда младенец находится в тотальной зависимости и не отделен ни биологически, ни психологически от матери. Термин предложен американским детским психоаналитиком венгерского происхождения Маргарет Шенбергер Малер (1897–1985).
  2. Взаимозависимые (возможно взаимоусиливающие) отношения, которые называются симбиотическими, в которых один человек чрезмерно зависит от другого в удовлетворении своих потребностей. Такие отношения препятствуют развитию или независимости обоих людей и обычно приводят к дисфункции, когда доминирующий человек не желает обеспечивать зависимого человека.


Симбиоз является универсальным природным принципом для выживания. Человек по своей истории развития как биологического вида относится с стайному или стадному виду, для которого связь с другими особями своего вида критична для выживания и развития. Жизнь в группе или сообществе – необходимое условие человеческого существования. Поэтому многие потребности человека мотивированы следующими потребностями:


  • потребность в принадлежности к группе
  • страх потерять контакт с группой и остаться в одиночестве
  • потребность в сплоченности
  • высокая степень внимания к другим людям
  • готовность бороться за свою группу и право принадлежности к ней


Новорожденный ребенок, находясь в естественной зависимости от матери имеет особенные симбиотические потребности:


  • В питании
  • Поддержание гигиены
  • Физический контакт: тепловая и метаболическая регуляция через явление лимбического резонанса (способность к эмпатии и невербальной сенсорной связи, которая существует у млекопитающих и человека, и составляет основу социальных связей (Т. Льюис, 2000))
  • Эмоциональный контакт: удовлетворение потребности в любови, принятии и принадлежности, и развитие эмоциональной регуляции посредством лимбического резонанса.
  • Потребность в безопасности и защите.


К дальнейшим симбиотическим потребностям, появляющимся по мере развития и взросления ребенка, добавляются следящие потребности:


  • Быть взрощенным
  • Быть замеченным
  • Быть согретым душевным теплом
  • Быть понятым
  • Получать эмоциональную поддержку
  • Получать руководство и направление
  • Испытывать принадлежность к группе
  • Ощущать принятие


Все эти потребности взаимосвязаны и одинаково важны для благополучия ребенка. В идеале они должны быть удовлетворяться матерью, как продолжение внутриутробной связи. Без их удовлетворения ребенок будет опасаться за свою жизнь и даже может умереть. Так, например, лимбическая регуляция между спящими родителями и младенцами имеет важное значение для неврологического развития последних и является основным фактором в предотвращении синдрома внезапной детской смерти (СВДС).

Беспомощность и уязвимость являются основными условиями развития психической травмы, поэтому потенциал травматизации младенца очень и очень высок. Поскольку процесс установления связи между матерью и ребенком в значительной степени бессознательный и очень интимный, то психологическое состояние матери оказывает огромное влияние на ребенка.

Если родители не могут в достаточной мере удовлетворить симбиотические потребности своих детей, то у них может развиться симбиотическая травма, которая будет влиять на всю их последующую жизнь. Причины, по которым родители не в состоянии удовлетворять симбиотические потребности детей кроются в их собственном травматическом опыте. Поскольку они сами травмированы, они не могут дать своим детям необходимую эмоциональную поддержку и поддержать развитие их автономности.



Симбиоз и автономность

Развитие человека происходит между противоположностями симбиотических потребностей и стремлением к автономии. Самая ранняя потребность и жизненная позиция ребенка после рождения — это здоровый симбиоз с матерью и отцом, от которого, при определенных удачных обстоятельствах, ребенок начнет развивать свою автономию. Франц Рупперт говорит, что пожизненная потребность человека в симбиозе всегда находится в противоречии с потребностью в автономии. В связи с этими противоречиями он предлагает две пары конструктов:


  1. Конструктивный симбиоз – как здоровая способность к тесным эмоциональным отношениям.
  2. Деструктивный (или запутанный) симбиоз – неспособность разделиться (сепарироваться) или развить автономию из-за своей травмы.
  3. Реальная (или подлинная) автономия — способность принимать решения за себя и действовать независимо от мнения других о себе, неся за себя полную ответственность.
  4. Псевдоавтономия – неспособность быть по-настоящему собой из-за запутанного симбиоза.


Здоровый симбиоз у взрослых означает быть в сбалансированных отношениях с другими, чтобы:


  • Создавать беспроигрышные ситуации взаимодействия «win-win» благодаря гибкости, адаптивности и сотрудничеству
  • Видеть и принимать каждого человека таким, какой он есть, и ценить его индивидуальность
  • Выражать свои желания и потребности без угрозы отношениям
  • Не навязывать волю одного другому
  • Иметь возможность при необходимости расторгнуть отношения при взаимном уважении


Здоровый симбиоз в младенчестве закладывает основу для здоровых отношений взрослом периоде жизни. Если же связь и привязанность (симбиоз) возникают в отношениях с травмированными матерью и отцом, то шансы на здоровые симбиоз и автономию существенно снижаются.

Конструктивные формы симбиоза

Деструктивные (запутанные) формы симбиоза

·        Равноправие

·        Баланс между «давать» и «брать»

·        Преобладание любви и эмпатии

·        Возможность выхода из симбиоза

·        Отношения доминантности и подчинения

·        Эксплуатация и манипуляции

·        Преобладание эмоционального фона страха и гнева

·        Запрет на выход из симбиоза

Здоровая автономность для взрослого человека означает хорошие отношения с самим собой, самостоятельность, независимость, свободу, способность себя обеспечить и отвечать за себя, возможность получить доступ к своим реальным чувствам и потребностям, иметь четкое представление о себе, зная, «кто ты и чего ты хочешь», способность брать на себя полную ответственность за свою жизнь, такой, какой она есть.

Здоровая автономия основывается на:


  • Уверенности в себе на фоне реалистичной самооценки
  • Доверии своим чувствам, мыслям, способностям и возможностям
  • Способности действовать без посторонней помощи
  • Способности находить ресурсы и поддержку в самом себе
  • Умении делать все самому
  • Возможности действовать независимо,
  • Способности быть свободным в принятии решений
  • Возможности попросить и принять помощь в случае необходимости


Нездоровая псевдоавтономия может маскироваться под здоровую:


  • Скрывая уязвимости путем избегания близости
  • Соблюдением эмоциональной и психологической дистанции
  • Созданием видимости, что человек не нуждаются в других
  • Манипулированием или контролем над другими для удовлетворения потребностей
  • Подавлением подлинных эмоций и расщеплением на «плохого» и «хорошего» с обязательной демонстрацией другим исключительно «хорошей» части.


На самом деле псевдоавтономия характеризуется:


  • Самоизоляцией и уходом в себя
  • Страхом зависимости
  • Недоверием в качестве базисного чувства
  • Переоценкой собственных способностей
  • Невозможностью просить и получать помощь


Что делает возможным развития здорового баланса симбиоза и автономии?

Основные симбиотические потребности ребенка в тепле, защите, поддержании, любви и принадлежности удовлетворяются матерью и отцом. Стремление к самостоятельности поддерживается обоими родителями. При этом самым сильным эмоциональным переживанием каждого человеческого существа являются симбиотические отношения с матерью. Первый опыт любви каждого человека неизбежно симбиотичен.

Симбиотически каждый ребенок связан со своей матерью двойными связями:


  1. Пассивно: эмоциональные качества матери накладывают бессознательный отпечаток на психику ребенка
  2. Активно: ребенок приспосабливается к своей матери и пытается удовлетворить ее потребности. При этом дети любят своих матерей такими, какие они есть.


Любовь ребенка к матери существует всегда. Однако любовь матери к ребенку может развиться, только если мать не травмирована. При недостатке любви и эмпатии симбиоз может быть разрушителен. Для ребенка нездоровое отношение со стороны травмированной матери может привести к симбиотической травме. Ее травматические переживания являются основной причиной недостатка любви по отношению к детям. Травма разрушает способность родителей создавать отношения. Они не могут полностью эмоционально открыться ребенку как мать или как отец, потому что их пугает контакт с травмированными частями себя.

В результате неудовлетворённых симбиотических потребностей ребенок оказывается в беспомощном положении, в котором невозможен эмоциональный контакт и безопасные, поддерживающие отношения с матерью, которые дали бы ему опору.

Родители, и в первую очередь, мать могут быть травмированы потерей предыдущего ребенка, насилием, войнами, отсутствием любви и приятия со стороны собственных родителей. К классическим шоковым душевным травмам относятся:


  • экзистенциальная травма (например, тяжелая авария, попытка убийства)
  • травма потери (например, смерть любимого человека, ребенка).


В шоковой травме основной механизм защиты психики состоит в замирании (замораживании) и расщеплении (фрагментации личности).

К комплексным душевным травмам относятся:


  • травма отношений (мать физически присутствует, но эмоционально недоступна)
  • травма системных отношений (например, семейное сексуальное злоупотребление, убийство, инцест)


В результате травмы, включаются защитные механизмы психики – стратегии выживания, которые не позволяют обработать сами травматические переживания, но позволяют дезинтегрировать и удалить из области осознания травматический материал:


  • Замирание
  • Замораживание чувств
  • Диссоциативные реакции (оцепенение, фуга, транс, потеря памяти, дереализация, деперсонализация)
  • Расщепление в психической структуре


Эти стратегии выживания, какими бы потенциально разрушительными и ограничивающими жизнь они ни были, обеспечивают хотя бы какую-то защиту от ужасов травмы, и перестают действовать только тогда, когда человек чувствует себя в достаточной безопасности.

Основная причина симбиотической травмы ребенка – психическая травма самой матери. В этом случае мать нередко имеет расщепленную структуру личности на:


  • Здоровую часть,
  • Травмированную часть или травмированные части
  • Выживающую часть или выживающие части.


Расщепление происходит бессознательно и вне сознательного контроля. Каждая фрагментированная часть имеет свою функцию, которую он вечно пытается выполнять, и каждая часть имеет свои особенности.

Травмированная часть личности удерживает травматические эмоции и воспоминания о травме, причем ощущая себя так, словно травма происходит в настоящий момент.

Выживающая часть личности создает и поддерживает расщепления путем разработки стратегий выживания, предотвращает прорывы травмы в сознание, отрицает и подавляет травматический опыт, в том числе путем вторичных расщеплений (например, отщепление от выживающей спасательской части личности).

Этих частей может быть много – по числу травм, по возрастным периодам.

Здоровая часть пытается оставаться в контакте с реальностью без иллюзий и старается интегрировать и переработать травматический опыт, чем вызывает противодействие со стороны Выживающих частей личности.

Травма родителей (травма экзистенциальной угрозы, травма потери, травма привязанности) сохраняется в их детях как симбиотическая травма.

Травмированные матери

Травмированные матери могут отличаться:


  • Расщепленной структурой личности
  • Нервно-эмоционально неустойчивостью
  • Бременем тяжелого эмоционального фона
  • Взрывной агрессией, непредсказуемостью поведения
  • Жестокостью
  • Эмоциональной недоступностью и холодностью
  • Неуважением к границам
  • Эмоциональным попрошайничеством («покажи, как ты любишь маму»).


Общение с такой травмированной матерью в расщеплении приводит к различным последствиям для ребенка:

  • Первым отпечатком (импринтом) в психике ребенка будет психика его матери – он запечатлеет расщепленную конфигурацию психики матери. Он не сможет вступить в здоровый симбиоз со своей матерью, потому что из-за собственного расщепления и отрицания наличия травмы она не сможет защитить своего ребенка от воздействия расщепленной психики.
  • У травмированной матери возникающее чувство любви и привязанности к ребенку активируют ее отщепленные, но связанные с травматическим опытом недополученной любви и привязанности, чувства ужаса, горя и подавленного гнева, и она начнет испытывать тревогу или панику. Затем она войдет в защитную диссоциацию и отстранится от ребенка. Близость с ребенком становится потенциальной повторной травмой для матери, стимулируя ее диссоциативные стратегии выживания всякий раз, когда она вступает в тесный контакт с ребенком.
  • Когда мать отстраняется или диссоциирует, ребенок переживает панику матери как свою собственную, а ее диссоциацию — как чувство одиночества и покинутость. Он испытывает отчаяние, опустошение и страх за свое существование, с которым не в состоянии справится и не в состоянии что-либо изменить в своем положении — то есть, попадает в травму. В конце концов ребенок становится источником постоянного подавляемого ужаса для матери, а мать станет источником бесконечной тревоги за свое существование для ребенка.
  • Такое травматическое запутывание сбивает с толку и ребенка, и мать. Поскольку эта динамика протекает бессознательно и по существу самопроизвольно неразрешима, это приводит к травме ребенка, оставляющей его беспомощно запутанным в симбиозе со своей матерью. Ребенок не знает, какие чувства принадлежат ему, а какие матери.
  • Все его более поздние близкие отношения становится воспроизведением этой ранней травматической запутанности. Все более поздние ситуации близости повторно запускают эту первоначальную травму и могут вызвать дальнейшее расщепление. Ребенок вырастает во взрослого с травмированной расщепленной психикой, которая затем может стать причиной симбиотической травмы уже для его собственных детей.
  • Такие симбиотические травмы и симбиотические запутывания увеличивают риск дальнейшей травматизации. Без обращения за помощью для исцеления травм, их передача продолжится на бессознательном уровне из поколения в поколение во всех отношениях между родителями и детьми, если эти патологические процессы не будут распознаны и прерваны.

Травмированные отцы

С отцами и их участием в развитии симбиотической травмы ситуация выглядит немного иначе. Первый ребенка всегда устанавливается с матерью, начиная с внутриутробного периода. Самый ранний контакт с отцом происходит (если происходит) после рождения. И, даже тогда, связь между матерью и ребенком настолько важнее для выживания ребенка, что любая реальная связь с отцом на этом этапе оказывается второстепенной. Если обстоятельства требуют, чтобы отец взял на себя основную родительскую роль из-за болезни или смерти матери, то ребенок все равно будет травмирован потерей связи с матерью, попадая в симбиотическую травму. Психологическое состояние отца будет иметь большое влияние на ребенка, но оно будет вторичным после первичной травмы, полученной от матери.

Как будет проявляться симбиотическая травма у ребенка?

Травмированная при симбиотической травме часть личности будет проявляться следующими чертами:


  • Отчаянием от того, что нет любви со стороны родителей
  • Чувством покинутости и одиночества
  • Страхом ожидания неминуемой смерти
  • Подавляемым гневом на родителей и себя
  • Подавляемым чувством утраты родителей (матери)
  • Крайней отстраненностью
  • Склонностью сдаваться


При этом выживающая часть травмированной личности ребенка выберет какие-то из следующих стратегий выживания при симбиотической травме:


  • Борьба с родителями, чтобы добиться их любви
  • Идеализация матери и отца
  • Отождествление со стратегиями выживания родителей
  • Желание спасти родителей
  • Слияние с травмированными частями родителей, бабушек и дедушек
  • Отрицание собственной травмы


Человек с симбиотической травмой будет иметь следующие психологические последствия:


  • Жить личностью другого человека
  • Неспособность отличить свои собственные чувства от тех, что переняты у других
  • Пожизненная симбиотическая зависимость от родителей
  • Симбиотическая запутанность во всех других близких отношениях
  • Психические проблемы всех видов (тревога, гиперактивность, депрессия, зависимости, психозы...)


Симбиотическая зависимость во взрослой жизни будет проявляться следующими особенностями


  • боязливое цепляние,
  • гнев, ненависть, насилие в отношениях
  • ощущение своей никчемности
  • непонимание сути отношений между людьми
  • желание изменить другого человека
  • иллюзии в любви
  • навязчивое воспроизведение травмы 



Нездоровые симбиотические связи на уровнях между преобладающими Выживающими и Травмированными частями личности будут проявляться следующими поведенческими признаками:


  • Собственническое и цепляющееся поведение
  • Подталкивание другого к переменам
  • Неодобрение, груз ожиданий от другого
  • Неспособность понять друг друга
  • Гнев, ненависть и агрессия
  • Доминирование, бунт против подчинения
  • Эксплуатация и манипуляции
  • Иллюзии любви
  • Циклы ссор, прощений и примирений



Разрешение симбиотической травмы

Исцеление симбиотической травмы строится вокруг укрепления здоровых частей и реинтеграции отщепленных в травме частей личности. Потенциалом для интеграции служат здоровые психические структуры ребенка:


  • Собственная жизненная сила
  • Собственная воля к жизни
  • Здоровые базовые потребности
  • Радость двигаться
  • Радость играть
  • Радость учиться
  • Открытость, креативность


Для преодоления симбиотической травмы здоровые части должны:


  • Укреплять собственную волю
  • Развивать потребность в самостоятельности
  • Учиться распознавать реальность и иллюзии
  • Быть в состоянии отличать свои чувства от перенятых от других
  • Хотеть освободиться из плена симбиотических отношений
  • Проникнуться желанием создать здоровые отношения
  • Быть готовыми признать свои травмы
  • Быть готовыми отвечать за свои поступки
  • Стремиться к правде и ясности
  • Отказаться от желаний спасти кого бы то ни было
  • Любить себя
  • Не терять надежды разрешить свои проблемы


Исцеление симбиотической травмы проходит через следующие этапы:

1.     Преодоление дезинтеграции расщепленных частей личности, обеспечивающее движение, соединение и лучший контакт между расщепленными частями с последующей

2.       Реинтеграции отщепленных частей за счет улучшения контакта между ними. Это происходит в результате следующего:


  • Укрепление здоровых структур
  • Повышение осведомленности о стратегиях выживания
  • Отказ от выживательных стратегий и иллюзий
  • Признание травмы
  • Увеличение безопасно регулируемого контакта с травмой
  • Понимание своего расщепления
  • Увеличение интеграции отщепленных частей личности
  • Освобождение из плена симбиотических отношений
  • Полная реинтеграция отщепленных частей


Важно различать:


  • отщепленные части себя следует принять,
  • перенятые из симбиотической зависимости чувства и состояния следует «отпустить».


В процессе этой работы клиенту с терапевтом придется пройти через следующие шаги:

1. Определить стратегии выживания: прийти к пониманию того, как клиент в буквальном смысле сумел выжить в условиях отсутствия любви и принятия, и увидеть, как он продолжает использовать эти стратегии, чтобы справляться с проблемными ситуациями, которые уже не угрожают жизни, но которые вновь стимулируют его травматическую беспомощность (попадание в травму).

2. Укрепление здоровой части, что означает, что клиенту становится доступно все больше «истинного я», что связано с ощущением восстановления личных ресурсов, силы и уверенности.

3. Приблизиться к травме: начать видеть, знать и понимать реальность ранних переживаний, которые могут быть представлены или показаны в эмоциях, телесных ощущениях и связанных с ними образах, так чтобы клиент смог осознать происходившее с ним, прожить и интегрировать проработанные чувства.

4. Интеграция травматического опыта: когда клиент обретет Здоровое сильное «Я» при успокоенном Выживающем «Я», он сможет вступить в контакт с его расщепленными травмирующими эмоциями и физиологическими переживаниями. В безопасных рамках работы эти трудные или болезненные чувства могут быть безопасно выражены.

Исцеление ранней травмы представляет собой пошаговый процесс, при котором необходимо уважать готовность и чувство доверия и безопасности клиента.

Во время терапевтической работы с ранней травмой, у клиента усиливается чувство истинной идентичности Здорового Я, что позволяет ему стать более автономным. Интеграция приносит настоящую автономию (в отличие от псевдо-принудительной автономии в симбиозе), которая исходит из понимания того, что родители никогда не смогут исцелить клиента от симбиотической травмы, но ему придется самом работать над этим. Франц Рупперт назвал это движением «Я, влюбляющегося в себя». Это, в свою очередь, означает, что человек может вступать в хороший контакт с другими, не теряя из виду, кто он есть и чего он сам хочет. Если человек обретает эту перспективу, он может оставить родителей в покое с настоящим состраданием и пониманием, и, будучи полностью интегрированным в здоровых отношениях с самим собой, сможет быть в хороших отношениях с другими.


Автономия и симбиоз всегда находятся в движении и человек находится в постоянном движении между этими двумя состояниями. Как только будет установлена Здоровая Автономия, Здоровый Симбиоз может стать реальностью. «Настоящая автономия… означает говорить безоговорочное «да» самому себе и реальности собственной жизни». (Ф. Руперт, 2012 г.)

Добавить комментарий