Чувства, в отличие от эмоций, устроены более сложно и не всегда играют адаптивную или мотивационную роль в жизни человека.
Высшие чувства присущи только человеку.
Они тесно связаны с его личностью, с отношением к жизни, к людям, с убеждениями и взглядами.
По своей структуре чувства состоят из двух или более фундаментальных эмоций и логического алгоритма, связывающего их воедино.
Например:
Чувство зависти состоит из эмоций гнева, обиды и презрения, а связывающим алгоритмом является сравнение с человеком, который достиг успеха в значимых для завистника ценностях (материальных или духовных), желание быть на его месте.
При этом не стоит путать зависть с чувством здоровой конкуренции — так называемой белой завистью.
Одно и то же чувство может проживаться и проявляться по-разному, в зависимости от того, в каком эмоциональном состоянии человек находится на данный момент. Например, чувству дружбы могут в разное время сопутствовать эмоции радости, интереса, обиды, стыда и раздражения.
Чувства проявляются у людей по-разному, потому что у каждого человека есть свой собственный набор индивидуальных черт и личностных качеств, которые оказывают влияние на чувства.
Специалисты проводят различие между понятием «чувство» и понятиями «эмоция», «аффект», «настроение», «переживание» и «ощущение».
В отличие от эмоций и настроений, эмоциональные процессы, описываемые понятием «чувство», привязаны к объектам: они возникают по отношению к кому или чему-либо, а не к ситуации в целом.
«Я боюсь этого человека» — это чувство, а «Мне страшно» — это эмоция.
От аффектов чувства отличаются тем же, чем и от эмоций. Кроме того аффекты, в отличие от чувств, практически всегда имеют явные внешние проявления.
Под переживаниями понимают исключительно субъективно-психическую сторону эмоциональных процессов, не включая физиологические составляющие.
Ощущением называется психическое отражение свойств и состояний внешней среды, возникающее при непосредственном воздействии на органы чувств.
Высшие чувства присущи только человеку.
Они тесно связаны с его личностью, с отношением к жизни, к людям, с убеждениями и взглядами.
Характеристики:
Валентность (тон)
Чувства характеризуются валентностью (или тоном) — то есть могут быть приятными (положительными),
неприятными (отрицательными) или амбивалентными (двойственными, противоречивыми).
Интенсивность
Чувства могут различаться по интенсивности (силе).
Чем сильнее чувство, тем сильнее его физиологические проявления и влияние на поведение человека.
Стеничность
В зависимости от влияния на активность чувства подразделяются на стенические (сильные) и астенические (без силы).
Стенические чувства побуждают к активной деятельности, мобилизуют силы человека (любовь, ненависть и другие).
Астенические чувства расслабляют или парализуют силы (например страх, в некоторых своих проявлениях, или презрение).
Содержание
Кроме вышеуказанных характеристик, чувства различаются по содержанию, отражая различные аспекты, особенности значения вызывающих их объектов.
Первичные, вторичные, перенятые и мета-чувства
Первичное чувство
Первичное чувство– это чувство, вызванное конкретным событием и соответствующее ему.
Когда ты ударяешь себе по пальцу молотком, ты охвачен болью. Это первичное чувство. Оно соответствует характеру произошедшей травмы. Чувство боли очень сильное и кратковременно.
Если не сопротивляться и не отстраняться от них, а наоборот открыться им, отдаться им целиком, они очень быстро проходят. Как шампанское, которое пенится и норовит выскочить из бокала, но очень быстро пена оседает, и остается только искристая красота.
Важнейший признак первичных чувств – они переживаются с открытыми глазами.
Первичные чувства почти не поддаются управлению изнутри.
Проявление первичных чувств вызывает сопереживание окружающих.
Есть два уместных способа проживания бурных первичных чувств:
- Переживать их беззвучно, сохраняя глубокое дыхание.
Это помогает человеку очень быстро соприкоснуться с глубиной этих чувств, быстро их пережить и успокоится (слезы высыхают как по мановению волшебной палочки). - Выплеснуть чувства в яростном первобытном крике.
Такой крик пронизывает до костей всех присутствующих. Это вариант для экспрессивных раскрепощенных личностей и подготовленной группы.
Вторичное чувство
Вторичное чувство - является маскировкой, подменой силы первичного чувства. Клиент может, к примеру, смеяться там, где стоит поплакать, и грустит там, где уместна злость.
Цель вторичного чувства – отказ от действия, оправданием своего бездействия, получение внимания окружающих при собственном бездействии.
Например, при ударе по пальцу молотком таким вторичным чувством может быть жалость к себе и театральная демонстрация рваной раны на пальце
(как в рассказе Чехова «Хамелеон»).
Вторичные чувства, вместо сочувствия, вызывают у окружающих ощущение беспомощности и злости. Окружающие догадываются, что их используют, вовлекают в игру, в которой они только проигрывают и теряют.
Основной признак вторичного чувства — закрытые глаза. Закрыв глаза, человек в своих чувствах опирается на внутреннюю картину, а не на реальность.
Перенятые чувства
Перенятые чувства - это чужие чувства, смещенные из другого контекста.
Например, в результате идентификации с предком и его чувствами.
Расстановки очень наглядно показывают, что панические атаки сегодняшнего дня – это часто смещение страхов обстрела и бомбежки наших предков – участников военных действий. Для того военного времени эти страхи были совершенно адекватными первичными чувствами, но будучи непереработанными и неинтегрированными в том военном времени они по каналам коллективного (семейного) бессознательного оказались смещенными в 2020 год.
Избавиться от перенятого чувства можно довольно легко, если четко осознать, от кого оно перенято. Для этого надо просто посмотреть в глаза тому предку, чьи чувства вы несете в виде перенятых и четко осознать:
«Я не ты. У тебя своя судьба и свои чувства. А у меня своя судьба и свои чувства. Я тебя уважаю. А жить буду свою собственную жизнь».
Осознание различий и уважение к предку – прекращает идентификацию, а следовательно, чужие чувства покидают вашу психику.
Мета-чувства
Мета-чувства- это высшие чувства, это сила к действию в чистом виде.
Человек может казаться отстраненным и бесчувственным, при этом он абсолютно собран.
Это взгляд на происходящее с балкона, с третьей позиции. Это взгляд на революционную вакханалию 1917 года с позиции Будды.
Мета-чувства — это чувства в гармонии. Находясь в мета-чувствах, человек способен сопереживание всем, вместить в себя чувства всех участников конфликта и одновременно сохранять нейтральность и беспристрастность.
Находясь на балконе третьей позиции, находясь в мета-чувствах можно действовать бездействуя.
Можно менять ситуацию и состояние вовлеченных в неё людей просто заражая их своим спокойствием и умиротворением.
Важный признак человека, находящегося в мета-чувствах – способность в гуще конфликта «говорить спокойным голосом».
Мужество, смирение, мудрость — это примеры мета-чувств.
Мета-чувства имеют качество легкости. В них нет ничего драматичного. Человек способен войти в контакт с гармоничными мета-чувствами, в процессе освобождения от собственных переплетений и идентификаций с тяжелыми судьбами в родовой системе, прорабатывая личные биографические травмы и травмы прошлых воплощений.
Пример: Злость на родителей возникает в момент прерывания потока любви. Это вторичное чувство. Сколько бы ребенок не выражал злость и претензии – это ситуацию не меняет, или почти не меняет. Для исцеления ситуации нужно прикоснуться к первичному чувству боли и страху потери, которая находится глубже злости. Испытать боль потери, страх и своё бессилие – это очень болезненное переживание (даже в зрелом возрасте, в ходе психотерапии). Продолжать злиться на родителей намного легче и проще. А для исцеления боли и страха требуется много мужества.
Заключение
- Сталкиваясь с первичными чувствами – мы помогаем их выразить.
- Сталкиваясь со вторичными чувствами – мы помогаем отойти от них и вернуться к первичным.
- Сталкиваясь с перенятыми чувствами – мы помогаем с уважением вернуть их в тот контекст для которого они уместны и адекватны.
- Сталкиваясь с мета-чувствами клиента – мы их приветствуем, поддерживаем и помогаем пребывать в контакте с ними как можно глубже и дольше.
____________________________________________
Заблокированные чувства
Почему так происходит?
Подавление и вытеснение - психологические защиты, формирующиеся еще в детстве в тяжелых для ребенка ситуациях, чтобы выжить.
Но основная проблема не в самой ситуации, а в том, что рядом не оказалось взрослого человека, способного доступно объяснить ребенку происходящее, отреагировать чувства и эмоции, поговорить о способах выражения, дать свою защиту, поддержку и утешение.
Срабатывает защита и чувства, для проживания которых пока недостаточно ресурсов, будут промаркированы и заблокированы. Впоследствии, будет еще несколько повторов, подобных ситуаций со схожими чувствами. Систематическое отсутствие ресурсов и возможности для проживания приведет к «заморозке» сильного чувства, телесному блоку или симптому. Это означает, что в данном контексте, в данной среде человек пока не может прожить тот опыт, который для него важен.
Заблокировать переживание чувств совсем несложно, каждый из нас это когда-либо делал: достаточно напрячь те мышцы, которые связаны с их выражением и дышать как можно менее глубоко. Например, сжать зубы и не заплакать. Чем более поверхностное дыхание – тем слабее доступ к любым чувствам, в принципе. Об этом так и говорят: «перехватило дыхание от отчаяния/испуга/ужаса/боли».
Для многих и сама задержка дыхания становится настолько естественной, что первый самостоятельный шаг - начать замечать ситуации, в которых это происходит, исследовать и наблюдать за собой.
Блокироваться могут как отдельные чувства, так и все чувства сразу, человек теряет способность ощущать и различать собственные чувства, сопереживать и понимать чувства других людей - алекситимия. Вместо чувств может появится ощущение пустоты, тревоги, ватное тело, отсутствие желаний. Количество энергии сильно уменьшается, появляется сонливость, все процессы протекают вяло и монотонно.
Пока у человека заблокированы чувства и он отказывается их ощущать, их признавать, соглашаться с тем что они у него могут проявляться, он не в состоянии с ними работать, не в состоянии ими управлять.
Он блокирует часть себя, отказывается от частички своего я, от части своей судьбы.
Живет в урезанной реальности, с урезанной жизнью, урезанными ощущениями и мыслями.
Всё что остается делать такому человеку - тщательно следить за тем, чтобы эти чувства не проявлялись в нём. Следить за тем чтобы не попадать в такие ситуации, где они могут проявиться. Не контактировать с такими людьми, с которыми эти чувства могут проявиться. Не попадать в рискованные ситуации, держаться подальше от стресса, избегать общества сильных людей и контакта с ними.
Страх разблокировки таких чувств – это то что управляет им.
Страх оставляет ему маленькую комфортную зону для существования. Выход из которой каждый раз ощущается человеком как огромный неуправляемый стресс. Провоцирующий только одно желание - побыстрее вернуться назад.
Если же человек действительно хочет быть свободным от страха, научиться управлять своей судьбой и жизнью, быть открытым к людям и к жизни, ему в первую очередь необходимо разблокировать свои чувства.
Это откроет ему доступ к огромному пласту взаимодействия в рискованных ситуациях, в стрессовых моментах, которых он раньше боялся и избегал или презирал, или еще как-то отгораживался от них. Сейчас он сможет извлекать из них дополнительную прибыль в любых эквивалентах – в дополнительных деньгах, в любви, в признании, в статусе. В полном познании своего предназначения, познании своей целостности. Без отрицания даже самой маленькой частички себя.
Почему блокируются чувства
Это происходит в детстве, когда родители сообщают ребенку, что некоторые действия, чувства и мысли абсолютное зло и на них необходимо наложить полное табу. Например, никогда не ври, никогда не дерись, не кричи, не ругайся, не ной, не психуй итд. Сообщают, что часть того что ребенок ощущает нужно просто уничтожить и искоренить навсегда. Что в ребенке существуют и проявляются плохие стороны и качества.
Но, по сути, неважно как это возникает, а важно что с этим делать когда ты уже обнаруживаешь себя с заблокированными чувствами. Иногда, такой человек считает, что у него есть принципы, которые он не может переступить. Но это не принципы, а заблокированные чувства.
Такой человек обнаруживает, что некоторых людей он избегает, боится, некоторые вызывают у него отвращение, неприязнь, к некоторым испытывает презрение.
Отношение к людям это зеркало нашего отношения со своими чувствами.
Другие люди лишь индуцируют во мне мои эмоции. Мне неприятны не люди, мне неприятно то что эти люди индуцируют во мне неприятные ощущения.
Поэтому, и разблокировку чувств также необходимо производить через других людей. К каждому человеку к которому ты испытываешь эмоциональное отношение необходимо выстроить полное сопереживание. Т.е. найти мотивы его действий, согласиться с ним. Принять его точку зрения как истину и прожить это через сочувствие и абсолютную с ним солидарность.
Люди которые тебе неприятны это просто клад!
Они показывают тебе, что те чувства, которые ты заблокировал могут существовать, могут проявляться. И не просто проявляться, но и имеют свой рациональный мотив.
И они показывают тебе этот мотив, но только при условии, если ты захочешь его увидеть.
Таким способом пользуются актеры, когда вживаются в роль. Сделать это необходимо всего один раз. Такое сопереживание уберет эмоциональный заряд из ваших отношений и разблокирует ваши чувства.
А затем и полностью изменит вашу жизнь.
__________________________________
VIEW POINT
класс помогает развитить кинестетические ощущения пространства и самопознание себя через тело, в группе.